Развлечения

5 главных мифов о российском кинопрокате

Опубликовано 19 ноября 2015 в 13:06
0 0 0 0 0

Несмотря на то, что оптимистичное предсказание вождя великой социалистической революции о том, что кино было и будет главным искусством для массовой аудитории сбылось, вокруг этого мультимедийного чуда все еще крутится великое число всевозможных загадок. Вы будете смеяться, но некоторые зрители даже сейчас не понимают, что огромная современная киноиндустрия — в первую очередь крайне прибыльный и элитарный бизнес, а уже потом поставщик высокого, доброго и вечного. Еще более загадочный феномен для любого посетителя кинозалов — нынешние законы кинопроката, о структуре которых массовая аудитория знает максимум «мы приносим деньги, а они за это нам кино показывают». В этом материале я попытаюсь сегодня немного рассказать о том, как работает доставка кинопродукта до жадных ртов зрителей кинотеатров и параллельно развею несколько самых распространенных мифов о торговле самым массовым на сегодняшний день видом искусства.

Миф №1.
Все фильмы выходят в прокат только по четвергам

Пожалуй, самое распространенное заблуждение, корни которого не могут понять даже те, кто в курсе этой особенности проката. На самом деле, разгадка секрета о священном четверге крайне банальна и имеет корни в России еще с начала девяностых. Изначально выбор дня недели для кинопремьер был обусловлен тем, что перед насыщенной пятницей, в которую весь работающий процент аудитории обязательно пойдет в кино посмотреть на новые приключения Шварценеггера или романтические страсти Ди Каприо, прокатчикам обязательно нужно было проверить оборудование. Вдруг пришедшая из Москвы зарубежная видеоголовка оказалась поцарапанной? А если, как это часто бывало в то безответственное время, российский дубляж ленты заканчивался на 15 минуте хронометража? Или в кинотеатр вообще привезли не тот фильм, перепутав «Титаник» с «Разрушителем»?

Чтобы свести к минимуму подобные казусы, четверг всегда оставался тестовым днем, когда киномеханики налаживали аппаратуру для идеальной цветопередачи под конкретную ленту, грузные уборщицы отсчитывали с секундомером время конца и начало следующего сеанса, а служба проката в кратчайшие сроки исправляла технические недочеты, если те имели место. Сейчас же, в эпоху продвинутых прокатных технологий даже в России, по четвергам считают предположительную прибыль от показов. Если перед пятницей залы были наполовину полными, то фильм должен ожидать успех. В США же про эту традицию отчасти позабыли. Там премьеры могут выходить и в среду, и в пятницу, хотя основной костяк все же продолжает держаться четверга. На всякий случай.

Миф №2.
Современные кинотеатры каждую неделю получают физические копии кинопремьер

Как это ни печально, времена, когда сеанс в кино мог сорваться из-за того, что у дальнобойщика, который вез копию фильма из Москвы, кончился по дороге бензин, безвозвратно утрачены. Уже около 7 лет все, даже кубанские кинотеатры, давно перешли на цифровые релизы. Структура доставки подобного премьерного сокровища будет знакома всем тем, кто, например, активно пользуется западным сервисом Netflix или покупает игры через цифровые сервисы приставок нового поколения. Примерно за день до премьерного дня, чаще всего вечером, на сервер в комнату киномеханика приходи файл с огромным весом в 80-90 гигабайт, который и хранит заветную новинку. После скачивания через систему очень похожую на торрент, но при этом принадлежащую только прокатным организациям, фильм оказывается на основном носителе каждого кинотеатра.
В зависимости от срока начала проката на Западе, в двенадцать, или в два часа ночи на почту киномеханика приходит двадцатизначный ключик, который разблокирует цифровую версию для массового показа. Из-за подобной системы очень часто происходят забавные казусы. Так, например, в одном кубанском кинотеатре, очень любящем предпремьеры, зрители около двух часов смотрели рекламные ролики, потому что из США не мог прийти ключ для разблокировки показов. Примерно по той же причине последние приключения Бонда, например, вышли только в пятницу, вместе с официальным американским релизом.

Миф №3.
Жадные российские прокатчики сами выбирают трейлеры перед сеансом

Еще одно распространенное заблуждение. На самом деле, каждая копия фильма приходит в кинотеатр с уже вшитыми блоками трейлеров, и местные прокатчики никаким образом не могут повлиять на их наполнение. Чаще всего этот момент становится небольшим бизнесом для компании, продающей в России дорогие блокбастеры. Так, например, вставить свой трейлер перед началом сеанса каких-нибудь «Трансформеров» стоит не меньше рекламного блока во время трансляции по тв программы «Пусть говорят». Кино поменьше рангом похвастаться такой перепродажей не может, и в таких случаях все оказывается в руках прокатной организации. Компания Volga, транслирующая на больших экранах по большей части фильмы категории «В» (второго сорта) просто обожает забивать всю трейлерную сетку своими собственными купленными премьерами. Ну а что делать, раз никто не хочет покупать. Самые дорогие трейлеры перед российскими премьерами принадлежат компании Bazelevs. Это те самые ребята, которые «радуют» нас каждый год новыми частями «Горько». А что вы хотели? Беспощадная рука рынка.

Миф №4.
Региональный прокат качественно отличается от федерального

Этот миф плавно выходит из другого социального гештальта нашей страны, конкретно, — уверенности в том, что в Москве все лучше. И трава зеленей, и кино в кинотеатрах интересней. На самом деле основной костяк премьер по всей России всегда один. Два раза в год владельцы кинотеатров всех мастей собираются на главной толкучке индустрии под названием «Кинорынок». Сначала зимой в Москве, затем летом в Сочи параллельно с ежегодным Кинотавром. Именно там прокатные организации пытаются продать им свои главные премьеры по самой выгодной для каждого цене. От деревенского рынка вы здесь не найдете и пары отличий, просто вместо «Вай, дорогой, купи мандаринов, я тебе еще хурмы отсыплю» звучит «Купите полный экран на «Голодные игры» и получите медийный пакет новых мелодрам в подарок». И облик что покупателя, что продавца абсолютно неотличим от его территориальной расположенности. Покупают чаще всего дорогие блокбастеры, тупые российские комедии и истории про то, как страшненькая девочка добилась всего в жизни сама. И даже тот факт, что в той же Москве раньше было просто больше залов, поэтому и выбор был шире, уже давно не совпадает с действительностью. В том же Краснодаре покрытие на население многозальниками примерно такое же, как и в достопочтенной столице.

Миф №5.
Сетка проката всегда зависит от запроса аудитории

Отчасти верный миф, который очень часто разбивается о землю реальности и человеческого фактора. Конечно же, если зритель обожает комедии со Светлаковым и блокбастеры Майкла Бэя, то именно подобным продуктом будут забиты сеансы каждого уважающего себя многозальника. Но и здесь иногда срабатывает криворукость и самоуверенность регионалов. Так, например, работав на директора одного крупного краснодарского кинотеатра, я наблюдал очень странную метаморфозу. Гражданин с полной уверенностью заявлял, что повторный прокат «Титаника» Джеймса Кемерона в 3D не соберет должной кассы, и банально чуть не потерял огромный куш. Его уверенность в провале строилась на предположении о том, что зритель не пойдет вечером смотреть трехчасовой фильм десятилетней на тот момент давности просто потому, что ему, зрителю, не нужно подобное старьё. Лучше уж поставить в прокат новую комедию с Михаилом Галустяном. Когда число посетителей его кинотеатра уменьшилась на неделе проката «Титаника» втрое, товарищ взялся за голову, но было уже поздно. Более предприимчивые прокатчики заработали за это время на новые машины, он же в конечном итоге мог себе позволить купить на выручку разве что новый смартфон. Порой все же сам прокатчик формирует запрос, и объясняет зрителю, что ему на самом деле нужно смотреть в кино. Правда, к сожалению, далеко не каждый.

Конечно же, это далеко не полный список закостенелых мифов о продаже нашего горячо любимого кино. К сожалению, формат материала не позволяет мне продолжить эту историю, иначе мы не закончим и к следующей неделе. Может быть мы встретимся еще раз через какое-то время, и поговорим о мифах, которые бытуют в среде прокатчиков. Ведь, оказывается, они верят во всякую чушь ни сколько не меньше своих собственных зрителей. Но это будет уже совсем другая история.

Денис Юрьев

0 0 0 0 0