Виктория
Виктория 29.06.2016

Детский психолог об особенностях работы с подростками и необходимости покидать родительский дом

Дети с нетерпением отправились на заслуженные каникулы, выпускники — сдавать вступительные экзамены. Мы же в свою очередь поговорили со школьным психологом Юлией Ирхой об особенностях работы в учебном заведении, о роли психолога в школе и о том, как будущим студентам начать самостоятельную жизнь.


Юлия Ирха
Психотерапевт, руководитель тренинг-центра «Зеркало», Краснодар
Практикующий детский психолог

 

 


Зачем психолог в школе

Последние лет десять это обычная практика. Работа интересная и востребованная, но достаточно сложная. Большой круг обязанностей и компетенция позволяет захватывать работу как с детьми, так и с родителями, учителями в школе. И всё под одним понятием — «воспитание», так как работа со школьником должна проводиться и со стороны авторитетов, которые он признаёт для себя. А это школа, семья. Одна из целей психолога — помочь адаптироваться в коллективе, решать конфликты путем диалога. Сложнее всего приходится подросткам, в определенных обстоятельствах сконструировать диалог удаётся не всем. Тогда психолог контактирует с родителями. Объясняет, как правильно вести диалог с ребенком. Кабинет специалиста — место, где школьник может получить поддержку и выразить свои чувства. А главный инструмент психолога — его личность. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть осознанным, ответственным, тактичным, контактным и толерантным. А ещё важно иметь чувство юмора и любить детей.

Как психолог работает со школьниками

В первую очередь помогает решать детские конфликты, вопросы, проблемы, которые ярко проявляются в стенах школы. Например, если это ссора с кем-то из одноклассников, то первый этап работы — личные встречи со школьником. Там диагностируется причина поведения. Дальше — групповые и индивидуальные встречи с использованием разных методик, потом обязательная встреча-беседа с родителями. Ребенок — часть семейной системы, и без участия мамы и папы коррекция невозможна. Обстановка дома или способ взаимодействия в семье должны тоже меняться в позитивно-эффективную сторону.

Задача учителей

Конечно, контакт с педагогом ребенка важен. Если в возникающих вопросах по поводу учебы или поведения школьника есть проблемы, со стороны родителей или педколлектива — пробелы, психолог может проводить небольшие тренинги или семинары для взрослых. Главное, чтобы взрослые были готовы.

Семилетний ребенок уже может выразить свои чувства, поделиться происходящим и реакцией на ситуации.

Начальные, средние и старшие классы

Способ работы с ребенком соразмерен возрасту и внутренним возможностям школьника. Обязательна личная беседа, в любом возрасте. Семилетний ребенок уже может выразить свои чувства, поделиться происходящим и реакцией на ситуации. Для начальных классов подходят проективные методики: игра, рисунки, сценки, песочная терапия. Обязательна совместная работа с родителями, так как школьник до 12 лет полностью зависит от их поведения. Для детей средних и старших классов — диагностические методики. Разница состоит в том, что процентное соотношение диалога с психологом и игры другое. Подросток — самостоятельная единица, он в состоянии брать ответственность за часть своей жизни. Во всех возрастных категориях эффективен микс индивидуальной и групповой работы.

Рассмотрим на примере

Мальчик, 11 лет. Нежелание учиться, лень. Родители ничего не могут сделать, нанимают репетиторов, водят на дополнительные занятия, спорт. Сейчас часто встречается проблема огромного разрыва между родителями и детьми. Школьнику хочется гулять, играть, а родителям — чтобы он гармонично развивался. В итоге — конфликт. В процессе работы приходим к тому, что родители мальчика принимают решения из своей точки видения ситуации с учебой, не обсуждая это с сыном. Заставляют его заниматься большим теннисом, а он хочет футболом. Ребенок не может высказать своего мнения, боится реакции родителей, в обществе представлен мальчиком из хорошей семьи. Одновременно, испытывая агрессию и раздражение на родителей как естественную реакцию на их действия, он не может разместить эти чувства. Это — табу. Мальчик выражал свои негативные эмоции в кабинете психолога, говорил о своих чувствах вслух. Родители смогли понять, где заканчиваются их желания и начинаются действительные потребности ребенка. Необходимая сепарация произошла, а способы общения в семье изменились. Мальчик стал себя чувствовать более уверенно, а родители научились доверять своему ребенку. А еще в итоге футбол заменил теннис.

Польза тестирования для профориентации

Существует много тестов по профориентации. Это уже отточенные инструменты, которые помогают понять, какие стороны личности, профессиональные качества выделяются у старшеклассника. В основном помощь в выборе профессии строится и основывается на тестах. Самостоятельно это делать не нужно, потому что необходима грамотная расшифровка и объяснение. И при обычной беседе опытный психолог тоже может определить тип личности старшеклассника, его внутренние стремления, умение брать ответственность и возможность достигать результатов, доводить начатый процесс до конца, внутреннюю «я-концепцию», ценности, интересы. Важно найти «росточки», которые находятся в тени, не осознаются человеком. Например, можно не замечать некоторых своих способностей, потому что думаешь, что это обычно и у всех так. Можно не осознавать истинные потребности или стыдиться их. Отвергать часть своей личности, которую принято было отвергать в родительской семье, и никогда не пользоваться ею. Задушевные разговоры с психологом — дело нужное. Эти два способа в совокупности могут дать наиболее четкий результат в выборе своей деятельности.

Вопрос доверия

Доверие — важный элемент в отношениях со школьным психологом, конфиденциальность — неотъемлемое правило. Если дети это чувствуют и знают, то достаточно открыто идут на контакт. Но для этого психолог должен элементарно наработать кредит доверия. В первую очередь это уважение к ребенку как к личности. Подросткам сложнее доверять: они взрослеют, сепарируются, отрицают. Для некоторых посещение психолога может быть сложным, потому что изначально они уже имеют подорванную веру во взрослого. К таким ребятам нужно относиться с особым вниманием. Знаю случаи, когда подростки продолжают ходить к школьному психологу, уже даже окончив школу. Порой это бывает единственным для них пространством, где они могут поделиться своими мыслями и сложностями. Повторюсь, что практически с любым ребенком можно найти контакт и способ взаимодействия. Много зависит от нас, взрослых, и никогда не надо забывать, что мы тоже были такими же подростками.

Чем дольше мы держим детей около себя, опираясь только на свои страхи и фантазии об ужасном и несправедливом мире, тем тяжелее потом будет им во взрослом состоянии.

Адаптация школьника в университете

Поступая в высшее учебное заведение, старшеклассник делает большой шаг в своей сепарации от родителей. Это важный момент психологического развития. Чтобы легко выпорхнуть из родительского гнезда, нужно, чтобы тебя с легкостью отпустили. Чем дольше родители держат около себя, тем глубже накладывается отпечаток на будущее подростка. Отпуская, родители признают тот факт, что их ребенок уже в состоянии нести ответственность за свои поступки, обслуживать себя, уметь контролировать свои расходы, распоряжаться своим временем. Родитель же должен находиться позади и наблюдать. Если нужна помощь — помогать, когда ребенок просит. Необходимо признать, что 17-летний ребенок — отдельный человек, он имеет право на свои вкусы и мечты, право на самостоятельный выбор, каким бы странным для родителя он ни был. Любой выбор и действие подростка подразумевают моментальную ответственность, которую уже не скинуть на другого. Подростку важно знать: взрослый верит в него, доверяет выбору, без осуждения реагирует на ошибки и промахи ребенка. Тогда это дает энергию и силы к развитию. Чем дольше мы держим детей около себя, опираясь только на свои страхи и фантазии об ужасном и несправедливом мире, тем тяжелее потом будет им во взрослом состоянии. Ваш подросток должен знать, что главный строитель своей жизни — это он сам, а не родители, обстоятельства или правительство.