Ловить на слове. Иду на вы*

О падении общего уровня грамотности и прочих печальных последствиях реформы образования сказано немало. The Krasnodar room предлагает небольшую регулярную помощь в разборе самых распространённых ошибок и заблуждений правописания, словоупотребления и прочих тонкостей русского языка. Форма максимально простая: одна публикация — одно правило.

С распространением конкуренции на рынке бизнесмены начали изощряться в самых разных способах заманивания и облизывания клиентов. В ход пошли все средства, начиная с вышколенных улыбок персонала и заканчивая употреблением во всей рекламной продукции местоимения Вы — с заглавной буквы.

«Ведь все знают, что Вы с большой буквы — это вежливая форма обращения. Сейчас вот как увидят наши будущие заказчики, как мы их уважаем, разрыдаются от умиления и сразу побегут к нам», — наверное, именно так рассуждает руководство компании, утверждая и настаивая именно на такой форме обращения к аудитории.

Но дело в том, что Вы — это форма индивидуального обращения, то есть так можно обратиться только к одному человеку, которого вы знаете по имени и (!) безмерно уважаете. Как говорит Артемий Лебедев, «у каждого таких адресатов в жизни наберется человека три».

Необходимо запомнить

Если ваше письмо (рекламный плакат, буклет, лифлет, флаер — что угодно) предназначено для глаз более чем одного человека (либо печатается тиражом более одного экземпляра), слово вы может быть только со строчной (маленькой) буквы. Вежливая форма Вы — только при личном обращении и только к уважаемому вами человеку, которого вы знаете по имени. Повальное заискивание перед потребителем не принесет желаемого эффекта, а будет только раздражать наиболее образованных людей.

Максим Кронгауз, лингвист, отрывок из книги «Русский язык на грани нервного срыва»:

«Можно вспомнить и еще об одном примере избыточной вежливости. В рекламных текстах или на корпоративных сайтах очень часто можно увидеть местоимения Вы и Ваш, написанные с прописной буквы. Они обращены к читателю и, по-видимому, по замыслу авторов, подчеркивают то самое исключительное уважение и одновременно уникальность адресата. В действительности же здесь демонстрируется только неграмотность, поскольку грубо нарушаются сразу два правила написания вежливого Вы. Оно используется как форма вежливости, во-первых, только при обращении к одному конкретному лицу, а во-вторых, только в личных письмах или официальных документах. Очевидно, что рекламные тексты и сайты не относятся к этим жанрам и адресованы большому количеству людей (чем больше, тем лучше). И Вы, обращенное ко мне с рекламного щита или с компьютерного монитора, кажется больше лицемерием, чем вежливостью. Кстати, такой же эффект вызывают массовые рекламные рассылки, стилизованные под личные письма».

Судя по самовлюблённому «Проекты Издательского Дома», заглавные буквы вообще в фаворе у ростовчан.

Ошибка распространена широко и встречается в продукции компаний любого уровня.

Не избежали её даже «Смешарики».

*Выражение иду на вы принадлежит киевскому князю Святославу I, жившему в X веке. Как свидетельствует летопись, он отличался мужеством и благородством и никогда не нападал на противника вероломно, а отправлял послов с извещением «Иду на вы», что означало объявление войны. Почему иду на вы, а не иду на вас? Дело в том, что в древности форма винительного падежа местоимения вы для лиц мужского пола совпадала с формой именительного, а не родительного.

материалы в других городах

в центре внимания Вернуться на главную

фото дня
Денис Денисов
видео дня Герои 207 фильмов исполнили песню Рики Мартина