Редакция 22.10.2015

Пой мне еще. Как устроен концертно-гастрольный бизнес в Краснодаре

Еще несколько лет назад трудно было представить, что на краснодарской сцене будут выступать звезды первого эшелона: Deep Purple, Sting, Placebo, Scorpions. Но на удивление скептикам и радость меломанам мечты воплотились в реальность. А какова же реальность концертного бизнеса в Краснодаре? Что происходит по ту сторону кулис?

Краснодарский концертно-гастрольный рынок развивается, и каждый год на бизнес-сцене появляются новые игроки, которые готовы привозить в город звезд самой разной величины. Но сколько всего участников существует в этой отрасли, сказать трудно. И связано это в первую очередь с отсутствием регулирования на государственном уровне. Для концертного рынка просто нет организаций или ответственных лиц, контролирующих эту сферу деятельности.

Два года назад депутат Алексей Митрофанов предложил исправить ситуацию и ввести лицензии для концертных площадок, а промоутеров обязать иметь банковские гарантии в 150 млн рублей. На это эксперты заявили, что в случае принятия закона никакой концертной деятельности в России не будет в принципе — подобные требования в стране в состоянии выполнить максимум десять организаций. Такими мерами депутат рассчитывал «защитить население от некачественных мероприятий». Но не меньше в защите нуждаются и сами промоутеры, так как риски в этом специфическом бизнесе очень высоки.

С этим согласен и директор концертного агентства «Мир» в Краснодаре Кирилл Кравченко: «Вообще, идея организовать концерт — это один большой риск. Это словно рулетка. Потому что рисков очень много, и должны сойтись вместе многие условия, чтобы был успех. В России рынок никаких не отрегулирован, есть только Российское авторское общество, которое все время пытается оправдать свое существование. Промоутер никак не защищен, если он сам не застраховал концерт и в случае его отмены не доказал потом страховой компании, что это произошло не по его вине, то никто не поможет. Только хороший и финансово успешный концерт покрывает все твои предыдущие риски и позволяет какое-то время продержаться на рынке». Несмотря на большие риски, игроков на местном рынке меньше не становится. Появляются новые компании, правда, в основном это пока еще небольшие агентства, которые находят свою нишу и активно работают в ней.

Таким концертным агентством можно назвать World JAM, появившееся в Краснодаре в 2012 году: благодаря ему город смог услышать оркестр Дюка Эллингтона, Маркуса Миллера и многих других звезд джаза. «В продюсировании джаза в Краснодаре у World JAM нет реальных конкурентов, — утверждает исполнительный директор агентства Илья Федоров. —А если они появятся, то выгоднее будет объединиться. В общероссийских масштабах об этом сейчас ведутся переговоры. Но это будет не монополия, а, скорее, ассоциация».

Еще один молодой краснодарский игрок (агентство основано в 2013 году) «ПиРок» делится мнением о работе на уже сформировавшемся местном рынке: «Конкуренция здесь велика, — рассказывает один из основателей агентства Роман Мамедов, — у большинства именитых артистов уже есть партнеры в нашем регионе, но все же можно находить лазейки. Как и в любом потенциально высокодоходном деле на «короткой дистанции», риски также предельно высоки, но этого нельзя сказать об отдельных артистах, сборы которых из года в год остаются на высоте. Перспективы для молодых организаторов есть всегда, надо лишь быть, что называется, на волне».

2ea35f30321099.561d9936c5796

Встретимся у кассы

Именно так говорят между собой продюсеры, когда обсуждают, у кого лучше продаются артисты. Билетные продажи — главный показатель успеха и для промоутера. Но как определить, кто будет хорошо продаваться, а кто провалится? От чего зависит успех и прибыль регионального агентства?

Как показывает общемировая практика, промоутер не может заработать на концерте больше 10—20% от общего сбора. В России еще пока можно сорвать джекпот, заработав значительно больше стандартного процента и окупив несколько провалов: видимо, этот азарт и подстегивает многих игроков на рынке рисковать. «Прибыль всегда заложена в аншлаге, — делится опытом Кирилл Кравченко, — промоутер зарабатывает лишь в том случае, если артист собирает от 70% зала. В остальных случаях — как правило, убыток промоутера».

Чтобы собрать аншлаг, нужно проделать серьезную работу: изучить статистику, свидетельствующую о потенциале артиста, оценить его аудиторию, определиться с подходящей площадкой и датой, привлечь спонсоров, провести рекламную кампанию. Масштаб последнего зависит от известности исполнителя: чем популярнее и стабильнее у него аудитория, тем меньше рекламный бюджет. Но, как показала недавняя практика, не всегда признанные мировые звезды способны собрать полный краснодарский зал. Так, например, случилось с Placebo. «На Placebo людей было недостаточно, но не катастрофически, чтобы уходить с рынка, — рассказывает Кирилл (именно агентство «Мир» привозило коллектив). Сложно сказать, почему не собрали полный зал, так как группа все-таки имела свою аудиторию. Возможно было выбрано не то время — лето, 17 июня, выпускные».

Сезонность играет немалую роль в данном бизнесе. Лето для промоутеров — мертвый сезон, именно в этот период у местных агентств плохие сборы. Самые же хорошие — в октябре, ноябре, середине декабря, во второй половине февраля, марте, апреле. Но часто тур по России у мировых звезд выпадает именно на лето, и тогда промоутер сам решает: идти на риск или отказываться.

98a03be3e37e5f551940270a16ad43b6

Большие и средние

В Краснодаре 8 крупных концертных площадок от 900 зрительских мест, самая большая — «Баскет-холл», рассчитанная на 7 500 человек. Но такое количество зрителей могут собрать далеко не все приезжие артисты. Пока это удалось Земфире, Стингу и Deep Purple. В этом году по плану должен заработать стадион ФК «Краснодар» на 36 тысяч зрительских мест. Правда, трудно сказать, кто сможет собрать 36-тысячный стадион в Краснодаре. Такой артист может оказаться слишком дорогим для провинциальной публики и нерентабельным для промоутера.

Если большие площадки находятся сейчас на достойном уровне, то с малыми и средними в городе проблема, — считает Кирилл Кравченко. «Это катастрофа, впрочем, как и везде. Старые потускневшие ДК, муниципальные концертные залы с плохим сценическим, техническим оснащением, гримерным оборудованием, устаревшей логистикой и со всеми вытекающими последствиями. Городу не хватает залов на 1,5—2 тысячи человек. Именно этот объем не охвачен и не развит, а артист с такой аудиторией уже есть в России», — рассказывает Кравченко.

О местном зрителе эксперты говорят, что, с одной стороны, он уже сформирован в своих предпочтениях и ожиданиях и даже стал привередлив и искушен, а с другой — он еще не совсем открыт к новой музыке по сравнению с москвичами и питерцами. Неохваченной, например, остается сцена электронной музыки.

654e5029578495.55f99c45f32e9

Свои

В Краснодаре развивается не только привозная концертная деятельность, но и локальная. Среди коллективов снискавших любовь в регионе (некоторым даже удалось сделать это за его пределами), «Беспризорники», «Триада», Vanilla Jam, «Белки на акации», MaryJane и др. Рассуждая о местной сцене, сложно говорить о грамотно выстроенном бизнесе, а в некоторых случаях и о бизнесе вообще. Не у всех музыкантов есть свой менеджер или администратор, который бы активно занимался продвижением группы и зарабатывал на этом.

Так, например, без продюсера работают ребята из «Белок на акации». Организационную миссию взял на себя один из участников коллектива Игорь Арефьев. «Стараемся продвигать свое творчество в соцсетях и по возможности через радиостанции. Ну и партизанский маркетинг тоже играет немаловажную роль. На местных коллективах можно зарабатывать, но чаще всего это уводит группу от творческой в корпоративно-свадебную плоскость, это не наш путь. Из расчета 2-8 выступлений в месяц получается достаточно скромная, но приятная прибавка к основному заработку каждого из участников. Назвать бизнесом наше дело у меня язык не поворачивается. Для нас это прежде всего творческая самореализация». От профессионального продюсера ребята бы не отказались, но не знают, где его найти. «Главная трудность — это отсутствие необходимых знакомств и связей. Иногда жизненно необходим человек, который сможет положить демо на нужный стол», — говорит Игорь.

Но даже музыканты, у которых есть администратор, сталкиваются с похожими проблемами. «В этом бизнесе, как и в любом другом, многое решается посредством определенного «доступа к телу», — рассказывает Александра Стукова, администратор группы «Триада». —Если вы знакомы с кем-то, можете донести свои идеи, мысли, сделать предложение или, наоборот, получить его. Иногда приходится «залезать в окно», когда закрывают дверь». Еще одной преградой на пути к успеху Александра считает то, что рэп не самое популярное музыкальное направление в России, и радиостанции редко берут в ротацию треки любых рэп-исполнителей, а музыкальных каналов как таковых практически не осталось. Но несмотря на все трудности, Александра утверждает, что заработать все-таки на местных коллективах можно: «Зарабатывать здесь можно как артисту, так и его команде. Что касается конкретно меня и «Триады», у нас нет каких-то контрактов, прописанных обязательств, и я никогда не вкладывала деньги в съемки клипов или запись альбомов. Конечно, я что-то на этом зарабатываю, но это больше мой личный интерес».

О том, что нужно изрядно постараться, чтобы заработать в музыкальном бизнесе, говорят и менеджер группы Vanilla Jam Наталья Аверичева и музыкант коллектива Антон Кириченко. «Заработать можно на чем угодно, главное — уметь это делать. И неважно, будешь ты пытаться заработать в Мурманске, Москве, Краснодаре или в небольшом Лабинске. Чем местные коллективы отличаются от групп из других городов? Ничем. Вспомним, например, Илью Лагутенко и группу «Мумий Тролль» из Владивостока. Владивосток не примечательнее Краснодара, ничем не хуже и не лучше. Мы все на равных условиях».

Проценты

материалы в других городах

в центре внимания Вернуться на главную

видео дня Герои 207 фильмов исполнили песню Рики Мартина
цитата дня «Я понимаю задачи, которыми необходимо заниматься, и готов отстаивать интересы Краснодара и продолжать служить городу».
В. Евланов о согласии баллотироваться в Госдуму