Развлечения

«Визит»: Не выходи из комнаты. Не совершай ошибку

Опубликовано 26 ноября 2015 в 21:01
0 0 0 0 0

В кинематографе существует множество не слишком изощренных способов, как напугать не самого притязательного зрителя. Можно, используя бюджет космических размеров, нарисовать отвратительных монстров и чудовищ всех мастей, от вида которых неокрепшие умы подростков начнут скукоживаться от страха. Также пойдет взятая за основу реальная история, которая мистическим образом из-за своей псевдореалистичности взбудоражит разум аудитории постарше. Самый же проверенный способ, которым пользуются девяносто процентов современных хорроров — снять фильм в жанре мокьюментари (поддельная документалистика), и, прибегая к нехитрым ежеминутным скриммерам, заставить посетителей кинотеатра рассыпать весь купленный попкорн по полу.

Но есть и другой, абсолютно литературный, и практически забытый Голливудом способ заставить человека испытывать страх во время просмотра. Некогда знаменитый, и названный когда-то будущим вторым Спилбергом постановщик М. Найт Хьямалан, начавший свою карьеру с мистических лент «Шестое чувство» и «Неуязвимый», остается одним из тех, кто все еще обладает этим талантом напугать человека, не показывая на экране практически ничего страшного. В своей новой работе «Визит», которая должна вернуть ему былую славу самого талантливого мистика западного кино, он попытался доказать всем нам, что выпрыгивающие из-за угла монстры — способ профанов.

03+

Подростки Бекка и Эд отправляются на неделю в гости к своим бабушке с дедушкой, которых они из-за давней ссоры с ними их матери никогда в своей жизни не видели. Старички производят на них прекрасное впечатление — бабуля готовит самое вкусное в мире печенье, а дедуля тот еще озорник, любящий играть в настольные игры. Бекка решает снять документальный фильм о жизни пенсионеров, чтобы помирить их с мамой. Но в первую же ночь родственники начинают вести себя крайне странно. Подросткам запрещают выходить из своей комнаты после 9 часов вечера, а из гостиной и кухни каждую ночь раздаются душераздирающие звуки, наталкивающие на мысли, что после восхода луны в старичков вселяются бесы. Внучата решают задокументировать на камеру творящиеся в доме ужасы.

С первых кадров Шьямалан начинает играть со зрителем в свою коварную игру, в которой, могу вас уверить, вы под конец на сто процентов выйдете дураком. Нам показывают небольшие мистические детали, как то заброшенный колодец, страшный сарай, в который дед захаживает под покровом ночи, странно расставленные на кухне ножи — классические элементы любого хоррора, которые как пресловутые чеховские ружья обязательно должны выстрелить под самый финал. Но этого вовсе не происходит, а на экране не показывается никакой чертовщины. Но почему же в итоге нам становится так непреодолимо страшно?

03__

Постановщик, как один из лучших учеников Стивена Кинга, плюет на классические поведенческие страхи. Кричащие гав-гав из-за угла приведения уже никого не удивят. И в «Визите» этого нет и в помине. Вместо этого нас пугают как в кинговском «Сиянии», заставляя обыденные вещи работать не так как нужно, и этим вводят нас в полный паралич. Ведь простой человек испугается неведомой нечисти в разы меньше, чем лифта в заброшенном пустом отеле, который вдруг начинает сам по себе ездить по этажам. Блюющая на пол каждые пять секунд бабуля, или дед, прячущий памперсы со своими экскрементами в старом сарае пугают в разы сильней, потому что выглядят нетипично, меняя обыденность на повсеместный разрыв шаблона. Здесь вовсе не автор пытается вселить в тебя страх. Твое воображение рисует все само. И чем лучше у вас с ассоциативными связями в голове, тем больше вы будете додумывать себе все происходящее, и еще сильнее придаваться ужасу. Хоррор, при просмотре которого вы пугаете себя сами, — давно ли вы видели такое на большом экране?

Но Шьямалан не был бы собой, если бы все здесь оказалось так просто. Несмотря на то, что практически все повествование вас пугают мистическими посылами, которые можно назвать классическими для современных хорроров, тот вывод, к которому вы придете в конце, вас просто обескуражит. Будучи некогда одним из лучших мистификаторов Голливуда, режиссер, в лучших традициях своего гениального «Шестого чувства», продолжает заигрывать с принципом Бритвы Оккама. Вы весь просмотр вместе с главными героями будете строить самые страшные и загадочные теории происходящего вокруг, но истинная причина окажется настолько нетипичной, что фильм в какой-то момент кардинально сменит свой жанр. Не верьте постерам стилизованным под ужастики и попыткам постановщика запутать вас во время сеанса. В итоге все окажется еще интересней, чем вы сможете предположить. Конечно, это не откровение «Шестого чувства», когда все теряли свою челюсть под диваном, узнав, кем является герой Брюса Уиллиса, но тоже очень даже интригующе.

При всем при этом «Визит», кажущийся в итоге прорывной для жанра работой, не использует в своей структуре ничего ни то что гениального, даже сколько-нибудь новаторского. Шьямалан, погрузив нас в новую историю, использует здесь принципы, которые заложил в свои собственные лучшие работы еще 20 лет назад. Неожиданный финал, запугивание зрителя банальностями и бытовыми мелочами, мастерское нагнетание остановки исключительно сюжетными методами. Все это было в его лентах не раз. Но сам жанр хоррора за последнее десятилетие похоже настолько деградировал до уровня страшилок для маленьких детей, что даже такое стопроцентное эпигонство автора самому себе не колет глаз. Умные фильмы ужасов стали действительно нонсенсом, и «Визит» на их фоне кажется чуть ли не лучшей работой за последнюю пятилетку. Конечно же, картина с такими самоповторами не вытянет карьеру Шьямалана на новый уровень — парень просто напомнил нам о своей былой гениальности, ни больше ни меньше. Но вот для зрителей, любящих небанальные и действительно пугающие хорроры, новая работа режиссера станет глотком воздуха в атмосфере могильного смрада не прекращающихся сиквелов «Паранормального явления». И нам, пожалуй, стоит сделать скидку Шьямалану. Ведь ему вновь удалось не просто напугать, но и мастерски обмануть нас. Далеко не каждый современный постановщик хорроров способен сегодня хотя бы на первое.

Денис Юрьев

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook