Образ жизни

Как монетизировать социальный проект и выйти в ТОП?

25 декабря 2019 в 13:00

Из медицины в IT: хирург оставил врачебную практику, чтобы заняться стартапом, и не прогадал. CEO «ПроДокторов» — Сергей Федосов рассказал редакции The Krasnodar Room о том, как создавался первый в России крупный проект сайта отзывов пациентов.

CEO «ПроДокторов» — Сергей Федосов

«Я работал хирургом в Первой краевой больнице Краснодара и никогда не представлял себя в бизнесе. Помогал пациентам, вел такую «классическую» жизнь доктора. Периодически ко мне обращались за советом о других врачах — какого выбрать, где лучше и так далее. Однажды понял: рекомендую уже на основе обратной связи от пациентов, а не только из личного опыта. Спустя время родилась идея сделать пространство, где пациенты смогут оставить свое мнение для других. Это могло бы быть очень полезно».

Так появилась задумка, но на некоторое время легла в стол. Запуском сайта и попыткой его масштабировать занялись спустя два года. В январе 2011 года домен prodoctorov.ru был уже официально закреплен за проектом.

«Я поделился своей идеей с бывшим одноклассником Дмитрием Апалько, мы запустили сайт. Первые пять лет прошли сложно: и я, и Дмитрий, совмещали основную работу с «ПроДокторов». Сами добавляли информацию о врачах и клиниках, вечерами и ночью, рассказывали о проекте друзьям. Именно они оставляли первые мнения на сайте, сначала их копилось по 4-8 в день, потом цифра достигла первой сотни».

В 2016 году проект вырос до команды в 20 человек, основатели приняли решение полностью погрузиться в «ПроДокторов» и ушли с основной работы.

Как родилась бизнес-модель

Полностью социальный проект удалось монетизировать (до этого было несколько попыток), причем идея появилась благодаря запросам от клиник.

«Так сложилось, что «ПроДокторов» изначально был не про заработок, не было никакой бизнес-модели. Её подсказали клиники: от них пошли запросы «хотим записывать пациентов через вас». Так как сервис стал первым онлайн-проектом с отзывами о врачах в России, соответственно, люди к нам шли. Пациенты оставляли мнения, на основе чужих отзывов выбирали доктора. И клиники это быстро поняли: если человек на площадке выбирает специалиста, ему нужно предоставить возможность онлайн-записи. Кстати, мы не привлекали сторонние инвестиции, конечно, это тормозило наше развитие. Но как только сформировалась такая бизнес-модель, дела пошли в гору».

Консервативный или прогрессивный

«Людям нравится оставлять отзывы, сегодня в «ПроДокторов» их больше 1,6 млн. Но далеко не всем эти отзывы нравится получать. Медицина — сфера консервативная, а  за окном XXI век, нужно быть в тренде. Люди стремятся понять, чем и от чего они лечатся, задают вопросы. Я считаю, что это хорошо.

Когда человек включается в процесс, он быстрее выздоравливает. Врач должен стать пациенту партнером, но никак не директором, который отдает приказы и не спрашивает мнения. Да, неприятные отзывы бьют по самооценке доктора, хотя соотношение позитива и негатива — 75/25 в пользу добрых слов».

Битва за отзывы — специальный раздел на сайте, где редакция «ПроДокторов» публикует историю своих судебных дел. Некоторые врачи и клиники пытаются удалить негативные отзывы с сайта с помощью юристов.

«Это — нарушение прав человека. Мы зарегистрированы как СМИ и имеем право распространять достоверную информацию. За проверку отзывов отвечает целый отдел: они просят у человека подтверждающие документы, если он был в клинике или у врача, о котором оставил отзыв. Многие воспринимают негатив в штыки, а было бы здорово как конструктивную критику или толчок к профессиональному росту».

Факт: самые «взрослые» авторы — 70+ лет

«ПроДокторов» ежемесячно посещает почти 14 млн.человек, из них можно сформировать портрет целевой аудитории. Это — молодые люди 27-38 лет, которые все ищут в сети, в том числе и медицинские услуги, врачей. Есть и другие примеры — сервисом пользуются представители более старшего поколения, есть даже 70+ лет. Они с удовольствием оставляют подробные отзывы и пользуются сайтом.

Команда фанатов своего дела

«ПроДокторов» — это 150 сотрудников, в прошлом году проект вырос почти вдвое. Перед трудоустройством каждый будущий член команды проходит оплачиваемую стажировку, чтобы познакомиться поближе с продуктом, понять специфику, увидеть, как мы работаем. Штаб-квартира находится в Краснодаре, в самом сердце города — МКЦ «Кристалл», из окон опен-спейсов открывается невероятный вид на город.

«Стажировка длится не больше 5 дней, за это время мы с соискателем пытаемся понять друг друга и подводим  итоги: если всех все устраивает, то стартуем, знакомим ближе с командой и с корпоративной культурой», — рассказывает Сергей Федосов.

В «ПроДокторов» много традиций: пятиминутки йоги, которые позволяют размяться в течение рабочего дня, митапы, корпоративная библиотека с тысячами книг, игры в волейбол и настольный теннис. Кстати, совсем недавно привезли новый стол, так как все больше сотрудников участвует в соревнованиях. А еще каждый год команда «ПроДокторов» идет писать «Тотальный диктант», отличников лично награждает руководство.

«Я понимаю, что в нашей стране пришло время менять формулу взаимодействия доктора и пациента.  Проект «ПроДокторов» — только начало работы. В процессе развития проекта желание трансформировать  медицинские коммуникации возникло органично. Сегодня у нас есть дополнительные ресурсы «ПроТаблетки», «ПроБолезни», «МедОтвет» и медицинская информационная система «МедЛок». Они позволяют узнать больше о своём заболевании «из рук» доктора, получить мнение нескольких врачей о каком-либо лекарстве или анонимно задать бесплатный вопрос о чем-то «неудобном» или «стеснительном». При этом у компании глобальная задача: мы хотим сделать медицину прозрачной и понятной для каждого».

0 0 0 0 0