В 12 субъектах Российской Федерации, включая Москву, Санкт-Петербург, Кемеровскую, Липецкую, Нижегородскую, Ростовскую, Саратовскую, Тюменскую области, Камчатский и Краснодарский края, а также Северную Осетию-Аланию и Ямало-Ненецкий автономный округ, начинается эксперимент, направленный на изменение процедуры приема в 10-е классы общеобразовательных школ. Ключевым элементом нововведения станет учет результатов основного государственного экзамена (ОГЭ) при отборе учащихся.
Согласно поправке, принятой профильным комитетом Государственной Думы по просвещению, зачисление в 10-й класс будет осуществляться на основании индивидуального отбора, учитывающего результаты четырех экзаменов ОГЭ: двух обязательных (русский язык и математика) и двух предметов по выбору учащегося. Перечень предметов по выбору и минимальные проходные баллы будут устанавливаться региональными властями самостоятельно, что позволит учитывать специфику образовательных программ и потребности конкретных территорий.
В тексте поправки подчеркивается, что “прием на обучение по образовательным программам среднего общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию будет осуществляться на основании индивидуального отбора по результатам ГИА по образовательным программам основного общего образования”.
Эксперимент, рассчитанный до 31 декабря 2025 года, изначально планировался к реализации в пяти субъектах РФ. Однако, в ходе обсуждения в Государственной Думе, было принято решение о расширении числа участников до 12 регионов.
Первоначальная версия законопроекта предполагала, что в 2025 году для получения аттестата об основном общем образовании будет достаточно сдать экзамены только по русскому языку и математике. Однако, в ходе дискуссий было решено сохранить расширенный список предметов и предоставить регионам большую гибкость в определении критериев отбора.
Предполагается, что эксперимент будет способствовать повышению качества образования и более эффективному отбору учащихся, мотивированных к продолжению обучения в старших классах. Кроме того, нововведение позволит регионам более эффективно адаптировать образовательные программы к своим потребностям и возможностям, учитывая специфику рынка труда и социально-экономическое развитие территорий.
Таким образом, внедрение новой системы приема в 10-е классы, основанной на результатах ОГЭ, представляет собой значительный шаг в реформировании системы российского образования, направленный на индивидуализацию образовательного процесса и учет региональных особенностей.